Объединение
высокого
Академик
П.А. Николаев о газетной и телевизионной критике учебника
по вопросам нравственности МФО.
Весной
1991 года в США прибыли два самолета из Советского Союза.
Они доставили большую группу научной интеллигенции, в том
числе 150 депутатов Верховного Совета СССР. Участники этой
поездки, считавшейся туристической, знали, что их ждет большая
культурная программа, но прежде всего – серьезная работа,
работа большой общественной значимости. Это подчеркивалось
присутствием в составе делегации помощников первого президента
СССР М.Горбачева. Мне довелось быть в составе этой делегации,
я мог видеть, с каким радушием и деловитостью встретил нас
организатор поездки, лидер движения Объединения господин Мун.
Нам было известно, что он хорошо относится к нашей стране,
всегда поддерживал ее в своих выступлениях, с глубоким уважением
относился к новому руководству страны и даже старался оказывать
ей материальную поддержку. Кстати, поездка в Америку была
оплачена им же.
Мы и раньше знали, что выдвинутая им
идея объединения влекла за собой политическую идею объединения
государств, партий и религий, но то, что намечалось осуществить
в рамках этой поездки, было очень своевременным, носило конкретный
характер. Время тогда было тревожное, оставалось несколько
месяцев до попытки государственного переворота, который бы
повлек смену политического курса, ликвидацию зарождавшейся
в стране демократии, возвращение к худшим формам внутригосударственных
отношений и нравственную нестабильность, что непременно бы
привело к распаду Советского Союза и резкому ухудшению экономического
положения в стране. Распад этот все равно, как известно, состоялся,
но не принял столь разрушительных форм, как было бы в случае
победы заговорщиков. Еще не все общественные деятели в нашей
стране понимали эти возможные катастрофические перспективы,
но те, кто приглашал нас в США, уже примерно представляли
последствия реакционного восстания. Понимал это и господин
Мун, который в своих выступлениях во многих городах Америки
и особенно на встрече с приглашенной им делегацией наших депутатов
призывал воспрепятствовать распаду СССР.
Тактически осмысленным шагом в этом
направлении была организация встреч депутатов, представлявших
разные республики, с тем чтобы выработать формы предупреждения
готовившегося распада. Впоследствии некоторые из нас убедились
в том, что идея подобного объединения есть главное в программе
господина Муна. Чуть позднее мы наблюдали его встречу с главой
Северной Кореи Ким Ир Сеном, когда он предлагал свои услуги
в деле воссоединения двух Корей, в том числе и необходимую
в подобных случаях материальную помощь.
В последнее время в газетной и телевизионной
критике мунистской организации акцентируется внимание на серьезных
пробелах в разработанных ими образовательных программах, адресованных
школе. В частности, это касается учебника по вопросам нравственности,
но когда мы – десятки школьных педагогов и вузовских профессоров
и преподавателей – прочитали этот учебник, мы были поражены
его гуманностью и исключительной актуальностью и написали
свои рецензии, из которых составилась целая книга. Подобного
учебника явно не хватает нашим школам.
В последние 15 лет мы провели в стране
немало конгрессов и конференций, посвященных проблемам разных
религий. Я участвовал в публикации книги М.П.Фишер «Живые
религии», где написал главу о русской христианской душе. Несколько
лет я читал в МГУ лекции по курсу «Диалог религии и культуры»,
и мне кажется, у меня есть основания пожелать нашим уважаемым
православным педагогам большей энергии в защиту моральных
ценностей. Наша национальная культурная и духовная традиция,
по сути, не вступает в противоречие с тем моральным императивом,
который господин Мун адресует человечеству, когда, в частности,
основные проблемы исторического развития объясняются не столько
воздействием внешних факторов, сколько несовершенством человеческой
натуры, когда безусловно признается, что изменить мир к лучшему
мы можем, прежде всего изменив себя. Художественные умы нашего
времени интерпретируют причину наших моральных несовершенств
тем, что мы неглубоко занимаемся самосозиданием, а преимущественно
обращаемся к внешним формам исторических изменений:
Считали: всё дело в строе,
И переменили строй,
И стали беднее втрое
И злее, само собой.
Считали: всё дело в цели,
И хоть изменили цель,
Она, как была доселе,
За тридевять земель.
Считали: всё дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.
Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва.
(В Корнилов. «Перемены».)
Россия – страна с богатейшим духовным
опытом, но это не значит, что мы должны пренебрегать культурным
и духовным опытом других наций и таких фигур мирового масштаба,
как господин Мун.
П.А.Николаев,
заслуженный профессор МГУ,
академик.
|