Доклад
на V Международном Симпозиуме "Наука и образование
в интересах устойчивого развития", Москва-Зеленоград
На состоявшемся 6-7 апреля
2006 г. Симпозиуме генеральный секретарь Международного
Фонда Образования г-н Клифф Янк выступил с докладом
"Ценности устойчивого развития в воспитательном
процессе".
Ценности устойчивого развития
в воспитательном процессе
Янк Клиффорд, профессор, генеральный секретарь
Международного фонда образования
В жизни человека существуют определенные основополагающие
цели, к которым стремятся все люди. Всеобщее стремление
к счастливой и процветающей жизни является присущим
человеческой природе свойством. Все люди стремятся к
материальным благам, которые приносят удовольствие.
Аналогично, люди стремятся к достижению духовных и моральных
целей, необходимых для долговечного счастья. Эти духовные
цели лежат в основе трёх фундаментальных целей человеческой
жизни: личная зрелость, взаимоот-ношения с другими людьми
и взаимоотношения с окружающей средой. Эти три основные
жизненные цели необходимы для всеобъемлющей программы
устойчивого развития, и, поэтому, в более широком смысле
являются основными целями образования. Итак, к трем
основным целям образования относятся: 1) личная зрелость,
2) формирование любящих отношений с другими и 3) привнесение
своего вклада в развитие общества.
Психологические исследования измерения значимости индивидуальности
во многих аспектах поддерживают эти три основные цели.
(1) Когда педагоги считают эти цели главными и ставят
четкие нравственные рамки для жизни, тогда молодые люди
способны направить себя к тому, что является самым значимым
и признать те ценности и задачи, которые могут принести
им величайшие достижения.
Выбор ясного взгляда на жизнь является очень важным
для человеческого понимания и развития характера. Это
не только определит основное направление и цель собственной
жизни человека, но и процесс образования в целом. Эти
фундаментальные жизненные и образовательные цели отвечают
на вопрос "почему?" относительно жизни в целом
и дают представление об универсальных ценностях и добродетелях.
Определение четких нравственных норм, опирающихся на
всеобъемлющую жиз-ненную цель, придают жизни смысл и
ценность. Таким образом, когда молодые люди сталкиваются
с проблемами, чувством безнадежности, недостатка любви
или переменами, происходящими в результате роста и развития,
жизненная цель позволит ясно и беспри-страстно понять
эти вопросы и использовать ситуацию для выполнения своей
жизненной цели. Многочисленные исследования показывают,
что как образцовое, так и антисоци-альное поведение
можно предсказать, опираясь на то, как подростки связывают
нравст-венные вопросы с теоретическим пониманием и описанием
себя (2). Жизненные цели на-деляют все возрастные группы
способностью применять определенные добродетели к различным
ситуациям, поддерживая творческое самовыражение в позитивном
ключе, уг-лубляя и расширяя развитие характера и достижение
зрелости.
Исследование показывает, что социальное и эмоциональное
обучение – это те эле-менты, которых недостает в образовательной
реформе. (3) Исследование показывает, что хорошие школы
способствуют хорошим отношениям в семье. (4) В особенности,
окру-жающая среда, способствующая развитию характера
в школе, имеет схожие черты с от-ношениями в семье,
где царят сильные нравственные устои. В тех случаях,
когда в семье не всё благополучно складывается, школа
восполняет этот недостаток, показывая пример благоприятной
и заботливой атмосферы.
Заботливые и любящие отношения в школе достигаются
различными способами. Во-первых, учителя серьезно относятся
к своей роли наставника или нравственного при-мера.
Во-вторых, прилагаются сознательные усилия для создания
заботливого сообщества в классе. Так как семья является
отправной точкой и основой для тренировки жизненных
навыков человеческих отношений, большинство известных
программ воспитания харак-тера концентрируют свое внимание
на создании семейной атмосферы в школе. В-третьих, нравственное
сообщество, создаваемое в школе, включает все аспекты
школьной жизни. Спорт, классные собрания и совместное
обучение предлагает больше возможностей для развития
здоровых отношений и межличностной этики. В конце концов,
школьные про-граммы, сотрудничающие с родителями - первыми
педагогами нравственности для детей - значительно усиливают
развитие характера.
Комплексный подход к образованию характера включает
различные методы обучения нравственной зрелости студентов.
Прежде всего, школы воспитывают хороший характер благодаря
своей приверженности универсальным ценностям. Во-вторых,
курс обучения и истории о жизни достойных людей дают
естественную возможность воспитать и вдох-новлять студентов
на развитие хорошего характера. В-третьих, положительная
нравст-венная дисциплина необходима, так как она способствует
развитию самоконтроля, цело-стности, хороших привычек,
учит актуальности добродетелей. В конце концов, наставни-чество
в нравственном анализе включает в себя помощь студентам
в осознании и оценке сильных и слабых сторон своего
собственного характера.
Для того, чтобы устойчивое развитие было успешным,
человек должен быть воспитан с сознанием, что отдавать
частицу себя чему-то большему - в его же интересах.
Чувство ценности у человека возникает не только из чувства
его личной целостности и близких взаимоотношений, но
и от наличия "объективной ценности", т.е.
ценности, возникающей от вклада в общее благо. (5)
Организованное обучение служению обществу предоставляют
учащимся ценный опыт внесения собственного вклада, что
может привить на всю жизнь желание помогать другим.
Было выявлено, что обучение служению обществу значительно
улучшает навыки межличностных и человеческих взаимоотношений
и академическую успеваемость. (6)
В результате неудачи системы образования в раскрытии
основных вопросов жизни, а также цели и смысла жизни,
возникло значительное разногласие в вопросах о ценностях.
Если пренебрегать этими вопросами, то воспитание перестает
быть таковым (7). Это от-сутствие связи с основными
жизненными целями в вопросах воспитания человеческого
характера привело к тому, что многие ведущие педагоги
полностью отвергают и игнори-руют этот вопрос, утверждая,
что он относится исключительно к области религии и не
может быть включен в учебную программу (8). Однако вопросы
смысла, цели и, соответ-ственно, устойчивости можно
подробно рассматривать на основе трех целей жизни.
1. Kay O’Connor and Kerry Chamberlain, “Dimensions
of Life Meaning: A Qualitative In-vestigation at Mid-Life”,
British Journal of Psychology 87/3 (August 1996), pp.461-77
2. William Damon and D.Hart, “Self-understanding in
Childhood and Adolescence” (New York: Cambridge, 1988);
Anne Colby and William Damon, “Some Do Care: Contempo-rary
Lives of Moral Commitment (New York: Macmillan, 1992);
A.Blasi, “The Devel-opment of Identity: Some Implications
for Moral Functioning”, in G.G.Noam and T.Wren, eds.,
“The Moral Self” (Cambridge: MIT Press, 1993), pp.99-122
3. Maurice J.Elias, et.al., “promoting Social and Emotional
Learning”, (Alexandria, VA: Association for Supervision
and Curriculum Development, 1997)
4. Michael Rutter, B. Maughan, P.Mortimore, J. Ouston
and A. Smith, “Fifteen Thousand Hours”, (Cambridge:
Harverd University Press, 1979)
5. Robert Kane, “Through the Moral Maze”, (New York:
Paragon House, 1994), pp.73-79
6. Winings, “Building Character through Service Learning”,
International Education Foundation, New York, unpublished.
7. Kevin Ryan and Karen E. Bohlin, “Building Character
in Schools” (San Francisco: Jossey-Bass, 1999), p.40
8. Даже учителя в религиозных школах стремятся урезать
дискуссии морального и бытового содержания. Even teachers
in religious schools tend to curtail discussions with
moral and existential content; see K.G.Simon, “The Place
of Meaning: A Study of the Moral, Existential and Intellectual
in American High Schools”, unpublished doctoral dis-sertation,
Stanford University, 1997
Sustainable development values in educational
process
Clifford Yank, professor, IEF General Secretary
There are certain basic goals for life, which people
universally desire and pursue. The universal longing
for a happy and prosperous life is innate in human nature.
All people seek the material goods that make for happiness.
Likewise, people strive to attain spiritual and moral
goals that are needed for lasting happiness. These spiritual
goals are rooted in the three fundamental human life
goals for individual maturity, loving relationships
with others, and the relationship with the environment.
These are the three main life goals needed for a comprehensive
sustainable development program and consequently, they
are the essential goals for education is the broadest
sense. The three main educational goals are 1) personal
maturity, 2) forming loving relationship with others,
that is the family, and 3) contributing to society.
Psychological research into the meaning dimension of
personhood broadly supports the three basic goals. (1)
When educators lift up these goals as an explicit moral
framework for life, young people can orient themselves
to what is most meaningful and identify those values
and tasks that may bring the greatest fulfillment.
Adopting a meaningful view of life is essential to
human understanding and character development. It not
only gives the individual a center, direction and purpose
for his own life but it gives the same to the educational
process in general. These fundamental life and educational
goals answer the question, “why” regarding life in general
and put into perspective universal values and virtues.
Establishing a clear moral standard that is centered
on an all-encompassing life goal, gives meaning and
value to life. Thus, as youth confront problems, feelings
of hopelessness, lack of love and anomie or changes
that occur just from growth and development, a life
goal will bring all these issues into focus and perspective,
enabling them to use the situation to further their
life goal. Many studies have shown that both exemplary
and antisocial behavior can be predicted by the manner
in which adolescents integrate moral concerns into their
theories and descriptions of self. (2) Life goals give
all age groups the ability to adopt particular virtues
to various situations, supporting creative expression
in a positive manner, deepening and broadening character
development and maturity.
Research suggests that social and emotional learning
is one of the missing elements of educational reform.
(3) Research shows that good schools resemble good homes.
(4) In particular, a comprehensive character-building
environment in a school holds some similar features
to a home with a strong moral ethos. In those cases
where the home is not working well, the school provides
a measure of compensation, showing through example a
positive and caring atmosphere.
Caring and loving relationships are cultivated in the
school setting in a number of ways. First, teachers
take seriously their role as moral examples and mentors.
Second, a conscious effort is made to create a caring
community in the classroom. As the family is the primary
training ground for the life skills of human relationships,
many of the most prominent character education practices
focus on creating a family-like atmosphere in school.
Third, a moral community is created school-wide, including
all aspects of school life. Sports, class meetings and
cooperative learning provide more settings for developmental
healthy relational attitudes and interpersonal ethics.
Finally, school programs that collaborate with parents-
the children’s primary moral educators- greatly enhance
character development.
A comprehensive approach to character education employs
diverse methods to cultivate students’ moral maturity.
First, schools foster good character by making a commitment
to universal values. Second, the curriculum and stories
represent a natural opportunity to educate and inspire
students in good character. Third, positive moral discipline
is necessary, which is regarded as an educational opportunity
to encourage self-control, integrity, good habits and
being taught the relevancy of virtues. Finally, coaching
in moral reflection involves helping students observe
themselves and evaluate their own moral strengths and
weaknesses.
In order for sustainable development to be successful,
the individual must be educated that it is in people’s
enlightened self-interest to give of themselves to a
greater good. People’s sense of value are derived not
only from their sense of personal integrity and from
the love of intimated relations, but also from having
“objective worth,” a value that comes from benefiting
the public good. (5)
Structured experiences of service learning provide
students with rewarding experiences of making a contribution
that can inspire a life-long orientation toward helping
others. Service learning has been shown to boost interpersonal
and human relations’ skills and to enhance academic
learning. (6)
The failure of the educational system to contend with
the basic questions of life and life's purpose and meaning
has resulted in considerable value confusion. (7) This
lack of connection to these basic life goals to the
issue of educating the human character has lead to many
educational leaders to segregate and ignore the issue
completely saying it is a religious only issue and not
allowed in the educational curriculum. (8) However,
questions of meaning, purpose and sustainability are
appropriately, even profoundly, addressed under the
framework of the three life goals.
|